Дерни за веревочку, дитя мое, или фиджитал в музеях и не только

В музеях, выставочных залах и других общественных пространствах часто можно встретить интерактивные дисплеи, киоски, которые помогают сделать справочную информацию более доступной и понятной для посетителей. Взаимодействуя с сенсорной поверхностью можно найти необходимые данные, а в музеях даже погрузиться в информационные слои, рассчитанные на гостей с разной степенью подготовленности и заинтересованности.

Однако, наряду с традиционными интерактивными дисплеями, всё чаще используются фиджитал-инсталляции, которые позволяют посетителям выводить цифровой контент на экран без физического контакта с сенсорной поверхностью. Для этого иногда предлагается нажать кнопку, прокрутить колесо, повернуть штурвал или дёрнуть за верёвку или рычаг. Чем обусловлено появление альтернативы интерактивным поверхностям и почему фиджитал-инсталляции становятся всё более популярными?

В своей книге «Неизбежно. 12 технологических трендов», опубликованной в 2017 году, Кевин Келли, известный футуролог и предприниматель, описал ключевые технологические тенденции, которые будут определять развитие мира в ближайшие три десятилетия и кардинально изменят нашу жизнь. Среди наиболее перспективных на тот момент технологий были упомянуты виртуальная реальность, экономика по запросу и искусственный интеллект, интегрированный в большинство производимых товаров. Был там интересный в контексте нашей статьи тезис «Если вещь не будет интерактивной, её сочтут сломанной». Что подтверждается с развитием фиджитал-механик, способных сделать интерактивными практически любые предметы. А еще в книге Кевина Келли отмечается общая тенденция к увеличению объёма информации. Из чего следует, что одним из наиболее ценных ресурсов становится внимание человека, и именно за него разворачивается борьба. Если мы хотим, чтобы посетитель ознакомился с информацией, мы должны предоставлять ее в максимально доступной и привлекательной форме.

Поэтому, для музеев важно создавать инсталляции, с которыми посетители захотят взаимодействовать, и это взаимодействие должно быть интуитивно понятным и простым.

Для бизнеса борьба за внимание аудитории еще более серьезная задача. Именно там, где удастся сосредоточить внимание аудитории, будут крутиться деньги. Следовательно, ограничиться информационным киоском недостаточно.

По прошествии почти восьми лет с момента публикации книги, можно отметить, что первый этап активного внедрения различных интерактивных устройств − таких как киоски, панели, доски, проекторы и трибуны, − в образовательных учреждениях, музеях, торговых центрах, выставочных и общественных пространствах пройден. Однако эти решения не всегда успешно выполняют свою основную задачу — донести информацию до аудитории. Как сделать так, чтобы люди обращали внимание на эти устройства и взаимодействовали с ними? В прошлом, когда интерактивные столы только появились на выставках, они вызывали восторг и желание изучить их. Однако в современном мире, где у людей есть множество мобильных устройств, чтения интерактивных книг и взаимодействия с сенсорными панелями, которое требует глубокого погружения в тему, в рамках посещения выставки или экспозиции не происходит. Для большинства посетителей необходимы другие формы подачи информации, другие механики и интерфейсы.

В современном мире дизайна, будь то оформление интерьера, разработка программного обеспечения или графический дизайн, наблюдается тенденция к упрощению взаимодействия пользователя с продуктом. Цель — минимизировать количество действий, которые совершает пользователь, и убрать все лишнее, что может отвлекать или затруднять восприятие основной идеи.

Как сказал американский графический дизайнер Джо Спарано, «хороший дизайн виден сразу, а отличный дизайн незаметен». Именно эту задачу и решают фиджитал-инсталляции — они создают незаметный, бесшовный дизайн, который не требует от пользователя лишних действий. Посетитель может просто начать взаимодействие с инсталляцией, и это сразу же откроет ему доступ к контенту.

Принцип работы, механика интерактивных фиджитал-инсталляций довольно просты и разнообразны. Обычно в таких сценариях есть три ключевых элемента:

  • датчик, сигнал с которого запускает соответствующий контент на плеере;
  • плеер с контентом и управляющим программным обеспечением;
  • устройство воспроизведения контента (аудио/видео).

В программном обеспечении определяются условия для запуска или смены определённого контента. Это может быть расписание или событие, которое инициируется датчиком.

Самый простой и экономичный вариант – так называемые сухие контакты, когда смена контента происходит по нажатию клавиш.

В шоуруме AUVIX демонстрируется такого рода инсталляция, созданная с помощью дисплея Lumien серии Basic и напечатанных на 3D принтере ряда кнопок. Кнопок и видеосюжетов, воспроизводимых по их нажатию, может быть несколько десятков. Плеер в этой инсталляции как отдельное устройство не используется, он встроен в дисплеи Lumien, а также для них доступна бесплатная программа Lumien Signage, с помощью которой устанавливается условие запуска того или иного видео в зависимости от нажатой кнопки.

Такой весьма экономичный вариант востребован в музеях, с его помощью посетитель нажатием кнопок можно выбирать как видео-, так и аудиоконтент для воспроизведения на дисплее.

Если у музея уже есть дисплей, но он без встроенного плеера или инсталляция подразумевает использование проектора и динамиков, то специалисты AUVIX советуют использовать плееры IconBIT DS2 с предустановленным программным обеспечением IconBit Signage. У плееров IconBIT есть встроенный графический процессор, что позволяет воспроизводить 100 Мбит видеопотоки, если возможности проектора или дисплея этого не могут обеспечить.

Ещё более продвинутая модель плеера IconBIT DS1 рекомендуется для инсталляций с контентом высочайшего качества до H.265 и H.264, 8K@30fps и 4K@60fps. Плеер IconBIT DS1 предназначен для решения любых задач в области публичной трансляции контента (Digital Signage, Indoor & Outdoor TV), видеорекламы или аудиотрансляций, а также для фиджитал-инсталляций на выставках и в музеях. В частности, была протестирована его работа совместно с российским разработчиком программного обеспечения Smart Player, который зарегистрирован в реестре Минцифры. Также плеер прошёл проверку у многих системных интеграторов, которые отметили его надёжность и стабильную работу в режиме многозадачности. Кроме того, плееры IconBIT отличает плавный бесшовный переход видеоконтента без затухания экрана в момент переключения треков. Стабильная работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю достигается благодаря эффективному пассивному охлаждению и блоку питания, сертифицированному по европейскому стандарту (TUV).

Специалисты AUVIX предлагают возможность настройки прошивок под конкретные задачи проекта. Это актуально, когда стандартного функционала кнопок недостаточно, например, требуется возможность делать паузы или привязка к датчикам.

Добавление в стандартную схему датчиков позволяет создавать уникальные инсталляции. С датчиком жестов можно запускать сценарии со сменой контента движением руки в воздухе. Датчики присутствия запускают всю инсталляцию, когда посетители входят в помещение или включают аудиосопровождение через динамики направленного звука при приближении человека к датчику. Датчики могут фиксировать перемещения объектов и запускать контент на встроенных дисплеях в выдвижных ящиках при их открытии. Или изменять контент на дисплеях в слайд-скринах, по мере перемещения вдоль ленты времени. Прием со слайд-скрином был использован для создания интерактивного дозиметра в Музее Сибирского химического комбината Росатома.

С помощью RFID-меток в фиджитал-сценарий можно включить любые предметы и сделать сигнал с них событием для запуска определенного контента. Брелоки или браслеты с RFID-метками, предоставляемые посетителям при входе в музей, способны активировать сценарии экскурсии, соответствующие конкретной возрастной категории.

Аналогичная механика используется и для популярного в музеях и на выставках приема «живая интерактивная графика». Интерактивные датчики встраиваются в поверхность стены с нанесенными на нее графическими рисунками или объектами, а прикосновение к ним запускает проекцию, дополняющую статическое изображение, дающую пояснения, демонстрирующую взаимосвязи между фрагментами рисунка или формирующую последовательность событий.

На прошедшей в 2024 году выставке-форуме «Россия» фиджитал-механики широко использовались как в промышленных павильонах, так и на стендах российских регионов. В павильоне Роснефти для запуска сценария на дисплеях в портретной ориентации использовали рычаги и цепи. Ведь любому человеку очевидно, что нужно сделать с цепью, висящей рядом с панелью. При натягивании цепи, опускании рычага посетитель запускал смену контента и узнавал поэтапно о методах погружения и способах бурения нефти на глубине. Такой брутальный способ интерактива в случае с рассказом о работе нефтяной скважины вполне уместен. СБЕР предлагал в фиджитал-инсталляции выбрать дизайн квартиры с помощью настоящего малярного валика, движения которого по стене меняли проекционный контент, предлагая разные варианты интерьера.

В павильоне Минпромторга «Сделано нами» история промышленных и научных открытий последнего десятилетия была рассказана с помощью живой графики. Места прикосновения к датчикам для запуска истории конкретного научного прорыва были обозначены нарисованной ладошкой.

Но лидерами народного интереса были транспортные тренажеры-симуляторы: велосипеды, гоночные машины, канатная дорога на курорте Манжирок с настоящей подвесной кабиной подъемника и движущимся вперед ней проекционным ландшафтом. На стенде Красноярского края посетители могли проехать на велосипеде по экотропам и пройти на сапборде по рекам, наблюдая меняющийся пейзаж на видеостенах. Стенд Ставрополья предлагал гостям виртуально убрать пшеничное поле в настоящей кабине комбайна с окнами-дисплеями, на которых видны результаты работы. А также проехать на велотренажере по заповедным тропам и полюбоваться видами. В каждом случае смена контента осуществлялась простыми понятными действиями посетителей стендов, которые фиксировали датчики.

Подводя итоги, хочется отметить, что востребованность фиджитал-инсталляций объясняется сразу несколькими факторами.

  • Они решают проблему привлечения внимания посетителей необычными сочетаниями — дисплей со шнурком.
  • Они предлагают интуитивно понятные действия, без траты времени на поиск данных в интерфейсе — достаточно просто дёрнуть за шнурок.
  • Они позволяют создавать разнообразные сценарии с использованием практически любых физических объектов.
  • Они вовлекают посетителей в активное участие в сценарии, а не просто предлагают им пассивно наблюдать.

Кроме того, фиджитал-инсталляции практичны в использовании. В отличие от дисплеев, на которых нужно стирать следы пальцев с сенсорной поверхности, фиджитал- инсталляции чаще всего не требуют особых условий эксплуатации.

Приёмы с использованием невидимого дизайна и фиджитал-инсталляций становятся всё более популярными в бизнес-среде. С помощью живой графики можно в занимательном интерактивном формате рассказать историю компании, познакомить с продукцией и работой подразделений. Такие инсталляции можно увидеть во входных и экспозиционных зонах, в корпоративных музеях и на промышленных выставках.

Источник: АВ Клуб